Всего за одну неделю со 2 по 8 августа цены на бензин выросли в среднем на 1%. Такие данные приводит Росстат. Стоимость одного литра топлива в среднем по стране к началу нынешней недели составляла 14,66 руб. Цена на качественный бензин (Аи-95) в некоторых регионах превышает 17 рублей за литр. Глава Центрального банка Сергей Игнатьев в минувший четверг на заседании правительства сообщил, что цены на бензин за 7 месяцев выросли на 4,5%, причем в июле – сразу на 1,8%. А за первые две недели августа они уже увеличились на 1,5%. Эксперты говорят, что если тенденция к росту сохранится, то к концу года мы можем получить 20 рублей за литр. Бензиновых бунтов в России пока не было, но акции протеста проводятся все чаще и становятся все более массовыми.
Власти уверяют людей, что цены растут по объективным причинам. Прежде всего, потому, что повышается стоимость нефти на мировых рынках. Правда, когда кто-то из чиновников или представителей нефтяных компаний говорит это, то они фактически расписываются в тотальной корыстности. За рубежом наша нефть стоит больше, говорят они, поэтому мы либо увеличим поставки в Европу, либо поднимем цены внутри страны. То есть речь о банальной погоне за прибылью. При этом даже при относительно невысоких внутренних ценах нефтяники получают весьма неплохой доход. Но хочется еще больше.
Почему власти не предпринимают активных действий, чтобы ограничить аппетиты производителей? Казалось бы, ведь растут цены, причем по всем товарам, поскольку топливо является постоянной и весомой статьей затрат любого предприятия (Сергей Игнатьев прямо заявил, что рост цен на бензин грозит повышением темпов инфляции). Ответ простой: чем больше сырьевые компании продадут нефти за рубеж, тем больше государство получит денег в бюджет. Так что тут тот же самый корыстный интерес. Конечно, часть этих денег возвращается людям в виде каких-то социальных выплат, но они в целом не компенсируют потерь от выросших цен. Но формально власти отчитаются за выполнение и перевыполнение своих обязательств.
Стоит также отметить, что правительство своими действиями также подталкивает производителей нефтепродуктов к повышению цен. Или, по крайней мере, дает им повод оправдывать свои действия. Во-первых, постоянно повышаются налоги на отрасль. Во-вторых, не прекращается рост тарифов на услуги естественных монополий, например, на электроэнергию или железнодорожные перевозки. Сейчас вопрос снижения налоговой нагрузки активно обсуждается, но пока решений не принято. Кроме того, власти устроив травлю ЮКОСа и передел его активов, отбили охоту у компаний работать на страну, вкладывать деньги в развитие экономики. Многие сегодня почти открыто стремятся к наращиванию прибыли и вывозу ее за пределы России. По оценкам неправительственных экспертов, вывоз капитала достигает десятков миллиардов долларов в год.
Особо стоит сказать о роли Федеральной антимонопольной службы. Ее руководитель Игорь Артемьев, неоднократно заявлял о наличии сговора между продавцами нефтепродуктов на региональных рынках. В прошлом году было заведено 20 дел на сей счет и взыскано около 100 млн. руб. штрафов с нарушителей. Штрафы такие смешные, что нарушители их с легкостью платят и продолжают нарушать дальше. В этом году таких дел всего 5. Большие надежды связываются с новым законом о конкуренции, по которому суммы штрафов будут исчисляться исходя не из минимального размера оплаты труда, а от оборотов компаний. Пока же ФАС предлагает совершенствовать систему взимания таможенных пошлин при экспорте углеводородов, приобретать товары для госнужд (в том числе и топливо) на биржевых торгах. Служба также рекомендовала субъектам Федерации и муниципальным образованиям выделять участки под строительство АЗС только на конкурсной основе. И ограничивать права на получение участка компанией, занимающей монопольное положение в данном регионе. ФАС подготовила проект постановления о том, чтобы задействовать систему Госкомрезерва для хранения нефтепродуктов, и использования их в период повышенного спроса для сглаживания ценовых колебаний.
Все эти меры, в перспективе могут изменить ситуацию на рынке. Но они все находятся в стадии разработки и требуют длительных согласований. Лоббистский же ресурс нефтяных и бензиновых компаний очень велик. И все может остаться на уровне благих начинаний.
Пожалуй, единственным действенным способом давления на власти являются различного рода гражданские акции. Так только после массовых протестов людей правительство взялось за доработку монетизации. Пока население молчит, цены на бензин будут расти.