Представители Общественной палаты Российской Федерации недавно заявили, что были бы не против поучаствовать в выборах предстоящего сезона в качестве наблюдателей. Казалось бы, что инициативу "общественников" стоит только поддержать. Однако это только на первый взгляд. Прежде чем это делать, нужно разобраться, является ли ОП реальным представительством гражданского общества или административным инструментом правящего режима?

Для начала давайте выясним механизм создания Общественной палаты. Из кого состоит и кого поддерживает данная некоммерческая организация, претендующая на роль представительницы интересов гражданского общества?

История Общественной палаты начинается с распоряжения президента РФ Бориса Ельцина от 16 декабря 1994 года. Декларированная цель нововведения была следующей: "для обеспечения взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти в Российской Федерации и общественными объединениями, подготовки решений президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации по важнейшим социальным и политическим вопросам с учетом общественного мнения, создания механизма обратной связи между гражданами, общественными объединениями и органами государственной власти".

В те годы существовали действительно независимые от исполнительной власти нижняя и верхняя палаты парламента, а федеральная и региональные общественные палаты выполняли экспертные функции по оценке законопроектов и не более того. Эксперты, собственно, и сами не претендовали на роль представителей гражданского общества, состоящего в России из многих тысяч общественных организаций. Если бы кто-то из тогдашних членов общественных палат попытался заявить о своей исключительности, это означало бы конец его общественной карьеры. В 1996 году Общественная палата была преобразована в Политический консультативный совет.

Прошло восемь лет, и вот уже президент Путин решает реанимировать старый проект Общественной палаты, и под него принимается отдельный федеральный закон. Даже при беглом взгляде на строчки закона "Об общественной палате Российской Федерации" становится ясно, что речь идет не просто о создании некоего экспертного сообщества (эту роль к тому времени стали "успешно" выполнять многочисленные политтехнологические агентства), а о новой чиновничьей структуре с широкими полномочиями по присвоению себе прав и функций гражданского общества.

Что дает мне право делать такой вывод? Цели, механизм формирования и реальная сущность данной общественной организации. Как следует из закона, "Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, органов власти для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества". Из данного утверждения следует: отныне одна-единственная из многих тысяч организация будет представлять во власти интересы всего многополярного гражданского сообщества! Если исходить из определения, что "гражданское общество – это общество граждан, создающее совместно с государством развитые правовые отношения", то получается, что Общественная палата берет на себя функции гражданского общества. Но ведь для того, чтобы на 100% отвечать этому утверждению членами Общественной палаты должны быть сотни миллионов российских граждан! Так ли это?

Начнем с того, что сам закон, принятый парламентом и одобренный президентом, направлен на дробление гражданского общества, что полностью нарушает демократические нормы. Первая треть членов Общественной палаты назначается президентом. Следующую треть предлагают назначенные президентом. Оставшиеся 42 человека якобы свободно избираются на региональных конференциях. Этот момент выборов и дает право утверждать о представительстве гражданского общества в Общественной палате. Но это лишь на первый взгляд, в реальности все обстоит иначе, и как общественный деятель с многолетним стажем берусь утверждать о фиктивности выборов на примере своего региона.

Представителем в Общественной палате от Амурской области стал некто Мошков Владимир Витальевич, человек мне абсолютно неизвестный и которого я никогда лично не видел. Никто не приглашал ни меня, ни моих коллег из других НКО на конференции, где якобы проходили выборы. О том, как сам господин Мошков на них попал, мне ничего неизвестно. Конечно, мне могут возразить, что общественных организаций много и всех позвать невозможно. С этим можно согласиться: зарегистрированных организаций очень много, но реально работающие организации всем известны - они на виду. Недавно в Интернете я обнаружил интересную страничку на партийном сайте "Единой России", где представлен список девятнадцати членов некоего регионального консультативного совета при "ЕдРе", возглавляет который тот самый господин Мошков. Самой забавное, что я и моя коллега из партии "Яблоко" Наталья Калинина значимся его членами, но нам обоим этот факт ранее был абсолютно неизвестен!!! Получается, что на деле списки "Другой России" - это результат махинаций, проворачиваемых партией власти: ведь ни я, ни Калинина, не только не давали своего согласия, но и никогда не участвовали в работе Консультативного совета и тем более не выбирали своим председателем Мошкова. А ведь наверняка существуют протоколы заседаний этого мифического совета, где мы якобы за что-то там голосуем!

Недаром ОП в народе прозвали "чучелом гражданского общества". Кстати, и Парламентская ассамблея совета Европы в своей резолюции 1455 подвергла Общественную палату самой крайней критической оценке: "Действительно, трудно понять, почему было необходимо учреждать новый орган, предназначенный выполнять ту роль, которую обычно осуществляет демократически избранный плюралистический парламент с одной стороны и подлинно независимое свободно функционирующее гражданское общество - с другой". Следует добавить, что никакие гранты Общественной палаты (из средств федерального бюджета), выделяемые исключительно лояльным к правящему режиму общественным организациям, не в силах придать легитимности этому кремлевскому фантому. Общественная палата играет роль штрейкбрехера тех структур гражданского общества, которые в условиях экономической и информационной блокады еще находят смелость и силы обличать неправовые действия властей всех уровней.

А отсюда следует простой вывод: созданная руками чиновников Общественная палата не может осуществлять независимый контроль за выборным процессом. Это решение следует расценивать как дополнительный механизм административного давления на выборы, идущий вразрез со всеми общепринятыми демократическими нормами. Если выражаться коротко и попростому: пусти козла в огород...

Калашников Альберт

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter