Неожиданный наезд правоохранителей на иностранных сотрудников ТНК-ВР получил вполне ожидаемое объяснение: поползли упорные слухи, что "Газпром" намерен купить эту нефтяную компанию с потрохами. Таким образом, недавние визовые проблемы топ-менеджеров из московского офиса ТНК вполне можно интерпретировать как своеобразную оферту. Отныне, видимо, любое иностранное предприятие на территории России может использовать такую "народную примету": если у начальства стали возникать проблемы с въездом или выездом из страны — значит, скоро в дверь постучится какая-то из госкорпораций и предложит "сдать акции".
Судя по всему, акционеры ТНК-ВР акции свои "сдадут". И русская часть акционеров, представленная Фридманом с Вексельбергом, и British Petroleum… А куда деваться? Ясно же дали понять: продавайте, работать все равно не дадим. В конце концов, недавно точно таким же образом — через шантаж госорганами — отобрали акции сахалинского проекта у Shell. В пользу брата-близнеца "Газпрома" — "Роснефти". А чем BP лучше? Тем более — "свои" Фридман с Вексельбергом. У тех перед глазами пример собрата-олигарха, "излишне строптивого" узника Краснокаменки…
Так что "Газпром", скорее всего, заграбастает одну из последних остающихся на рынке независимых (от государства) нефтяных компаний. Собственно, после ТНК-ВР останется только "ЛУКОЙЛ". "ЮКОС" раздербанен и полностью поглощен "Роснефтью", "Сибнефть" ранее куплена "Газпромом" и теперь называется "Газпромнефть". "Сургутнефтегаз"? "Сургут" пока неизвестно кому принадлежит, и не исключено, что до сих пор — собственному менеджементу. Однако у экспертов есть глубокие подозрения, что уже давно — года так с 2003-го — контрольный пакет акций СНГ передан… ну, скажем так, "кому-то в Кремле"...
Теперь, значит, настал черед ТНК-ВР. Государство — в данном случае через "Газпром" — последовательно поглощает все ранее приватизированные куски нефтяной собственности? Не будем торопиться с выводами.
Параллельно ведь разворачивается и другой похожий процесс: буквально на днях объявлено, что компания "Русский алюминий" ("Русал") выкупает у Михаила Прохорова блокирующий пакет акций "Норильского никеля" — одного из крупнейших в мире производителей ряда цветных металлов. "Русал", возглавляемый самым богатым человеком России (!) по версии журнала "Форбс" — Олегом Дерипаской, знаменит тем, что объединяет под собой все (!!) алюминиевые заводы в стране. Вообще все. Как сделка по его созданию прошла мимо антимонопольных органов, понять сложно; но как-то прошла, факт есть факт. То есть, по сути, в лице "Русала" мы имеем дело с неким возрожденным Министерством алюминиевой промышленности России — правда, находящимся в частных руках.
Если же "Русал" успешно продолжит начатое поглощением "Норильского никеля" (а такие планы по выкупу у другого владельца — Потанина — его пакета у "Русала" имеются), то мы сможем с большим основанием говорить, что в лице компании Дерипаски мы получили уже не просто Министерство алюминия, а прямо-таки старый советский Минцветмет... В то же время "Газпром" с "Роснефтью", если им еще удастся как-то разделаться с "ЛУКОЙЛом", смогут претендовать на звание Миннефтегаза.
Похоже, теперь мы уже можем констатировать, что ситуация приобретает все большую, хотя и пугающую, ясность. На наших глазах буквально вся живая российская экономика поглощается двумя прожорливыми монстрами: нефтегазовым и алюминиевым, "Газпромом" и "Русалом". Правда, многие аналитики склонны выделять "группу "Роснефти" как некую самостоятельную силу, опирающуюся на некий "силовой блок" во главе с Сечиным. Однако, скорее всего, разногласия между "газовиками" и "силовиками", находящимися под широким крылом пока президента Путина, сильно преувеличены: реально им нечего делить, ибо Хозяин у них один. "Питерские" — они и есть "питерские"...
"Питерским", которые ориентируются на углеводороды, в политическом плане противостоят "семейные", "севшие" на цветные металлы. Налицо некое "разделение труда" — вполне возможно, оформленное некой неафишируемой сделкой.
Что все это означает для экономики? Для экономики действительность становится все более мрачной. Гигантомания неизбежно влечет за собой все прелести совковой плановой экономики, от которой мы с таким трудом и муками пытались уйти в ходе горбачевских и ельцинских реформ. Монополизация, потеря управляемости, исчезновение свободной конкуренции, перекосы в планировании, неповоротливость, неприятие инновационных решений, низкая производительность на фоне высокого энергопотребления… Все то, из-за чего обанкротилась советская экономика — все это несут нам обратно наши новые монополисты.
Полугосударственные монстры, типа "Газпрома", вовсю пользующиеся административным ресурсом, в том числе силовым, прямым ходом влекут нас к краху. К той самой пропасти, от края которой мы с таким трудом начали отползать двадцать лет назад.
Вы можете оставить свои комментарии здесь