На минувшей неделе в скромной обстановке были подведены итоги завершившегося творческого сезона на российском телевидении. О необычной церемонии вручения национальной премии ТЭФИ уже было написано немало, в том числе и автором этих строк. Но мне все же хотелось бы сегодня остановиться на этой теме немного подробнее.
Не так уж часто в оценке одного события комментаторы прибегают к одним и тем же сравнениям. Но на этот раз мы имеем дело с таким редким исключением. Обозреватель газеты "Коммерсант" Арина Бородина назвала церемонию "странной" — то есть точно также, как и автор комментария на сайте Каспаров.Ru.
Это выглядит удивительным, тем более что, судя по описаниям, церемония выглядела весьма пристойно. Некоторые аналитики даже рискнули предположить, что Академия российского телевидения сумела преодолеть внутренние разногласия, а результаты голосования свидетельствуют о демократичном характере процесса определения победителей.
Вероятно, этот вывод был сделан на основе того факта, что программа "Неделя" канала Рен-ТВ была наконец-то признана лучшей, а ее автор Марианна Максимовская с третьей попытки стала-таки обладательницей заветной статуэтки. По этому поводу президент Академии Владимир Познер даже процитировал Александра Сергеевича, восславившего, как известно, в свое время свободу. По свидетельству обозревателя газеты "Московский комсомолец" Александра Мельмана, Познер даже заявил, что "НТВ и РТР правильно не участвуют в информационной номинации", поскольку "и Первому там нечего делать", ибо "победа Марианны Максимовской — это высшая справедливость". Возможно, эти "крамольные", точнее, фрондерские речи также должны были свидетельствовать о наступлении на российском телевидении "эры демократии".
В заслугу нынешнему конкурсу ставят и заметно возросшую роль региональных телекомпаний. Даже то, что в канун вручения премий "общественности" якобы удалось отстоять канал "2х2", неисправимые оптимисты также принимают за "победу демократических сил и настроений" в телевизионном сообществе.
При этом обычно опускается одна очень важная деталь. О том, что в конкурсе не участвовали компании холдинга ВГТРК ("Россия", "Культура", "Спорт" и "Бибигон"), НТВ и ТНТ всем уже хорошо известно. Но не все знают, что это обстоятельство, скорее всего, привело к тому, что церемонию дружно проигнорировали руководители перечисленных каналов, а также Константин Эрнст (Первый канал), Александр Роднянский (СТС) и даже Александр Орджоникидзе, возглавляющий триумфально выступивший на конкурсе канал Рен-ТВ. Поэтому саркастические речи Владимира Познера фактически повисли в пустоте, так как их не услышали те, кому они были адресованы.
"Саботаж" торжественной церемонии со стороны телевизионных "тяжеловесов" выглядит символично и даже как-то зловеще. Будто строгая нянечка специально оставила на время вроде бы без присмотра шаловливых ребятишек – для того, чтобы они, почувствовав себя свободными, смогли немного порезвиться и "выпустить пар". При этом все прекрасно понимали, что "няня" никуда не делась и с минуты на минуту может вернуться обратно.
Даже заслуженная победа Марианны Максимовской кажется в этих условиях не столь убедительной. Ведь конкурентов-то у нее, по сути, не было! Я, например, честно "болел" за Максимовскую все последние годы. Но понимал при этом, что, когда в конкурсе участвуют главные "вещательные рупоры" государственной пропагандистской машины, а победитель определяется открытым голосованием, шансы у нее невелики. Поэтому такой неожиданно весомой оказалась победа ведущего информационного канала RTVi Андрея Норкина – пару лет назад он выиграл в явно неравных условиях откровенно враждебного окружения. Статуэтка Андрея дорого стоит.
В случае с Максимовской вельможные конкуренты высокомерно отстранились от состязания. Можно сказать, опираясь на слова Владимира Познера, что они не смогли противостоять блистательной ведущей. Я и сам думаю точно также. Но ведь представители Первого канала и "России", скорее всего, думают иначе. Почти наверняка они дают понять коллегам, что достигли вершин мастерства, и теперь всякое участие в конкурсах и состязаниях для них лишено смысла. Они выше всего остального телевизионного сообщества и стоят вне конкуренции. Отсутствие руководителей федеральных каналов на главном национальном профессиональном конкурсе только подтверждает эту мысль. Что само по себе очень грустно.
Кстати, даже в отсутствие "строгой няни" у "шаловливых ребятишек" фантазия на "шалости" иссякла довольно быстро. Академики, правда, присудили законные ТЭФИ информационной программе "24" с Михаилом Куренным и ток-шоу Александра Гордона "Запрещенный показ", во время которого состоялась демонстрация и обсуждение скандального фильма Алексея Балабанова "Груз-200". Однако силенок на то, чтобы дать главный приз замечательным журналистам Борису Берману и Ильдару Жандареву, уже не хватило. Нет, авторы программы "На ночь глядя" (Первый канал) не остались без награды. Борис и Эльдар получили своего Орфея. Однако впервые в истории ТЭФИ было принято решение в случае равенства полученных баллов присуждать два первых места. Поэтому Берман и Жандарев разделили первое место с одной из лучших российских тележурналистов Юлией Мучник, традиционно представляющей томский канал ТВ-2. Причем последовательность перечисления лауреатов в данном случае действительно не играет никакой роли. Но в итоге в некотором недоумении и смущении остались все "победители". Им, очевидно, до сих пор так и неясно, кто же из них все-таки действительно первый.
Наконец, недоумение вызвало присуждение главного приза в номинации "ведущий информационной программы" англоязычному журналисту Кевину Оуену (Kevin Owen), сотруднику АНО "ТВ-Новости", которая, в свою очередь, является производителем программного продукта для телеканала Russia Today. Арина Бородина совершенно справедливо выразила сомнение в целесообразности присвоения отечественной телевизионной премии пусть и замечательному журналисту, но вещающему на английском языке. Мало того, что его не видит и не слышит подавляющее большинство россиян, так ведь, по мнению Бородиной, далеко не все члены жюри смогли получить полное представление об уровне мастерства соискателя. Складывается впечатление, что премия в этой номинации стала все-таки данью неизбежной конъюнктуре. Академики не смогли устоять перед соблазном сделать реверанс в сторону опекаемого властями канала.
В целом же прошедшая неделя показала, что, как и следовало ожидать, никакой "демократизацией" в российском эфире не пахло. "Неделя" с Марианной Максимовской (Рен-ТВ), верная своей стилистике выдала в эфир сюжет о выступлении в Москве опального рок-барда Юрия Шевчука, которого в последнее время дружно игнорируют все остальные федеральные каналы. Юрий оправдал надежды своих поклонников и сказал в интервью, что в стране насаждается "шовинизм и фашизм, а не патриотизм", и сам он лично, как и большинство россиян, "никогда не стоял на коленях", поэтому призвал власти "не лепить горбатого".
Напротив, Владимир Соловьев в программе "К барьеру!" (НТВ), обсуждая недавнюю кавказскую войну, опять-таки вовсе не неожиданно, откровенно встал на сторону "государственника" Сергея Кургиняна, спорившего с политологом Марком Урновым. Тенденциозность ведущего выразилась даже в том, что в качестве судей были приглашены представители исключительно официальных "думских" партий, чья провластная позиция априори не вызывала ни малейших сомнений.
Так в чем же тогда, спрашивается, заключаются "демократические тенденции" на российском телевидении? Уж не в том ли, что "общественность" отстояла свое право созерцать на экране популярного героя сериалов канала "2х2" "мистера Говняшку" (перевод в транскрипции Арины Бородиной)?
Если так, то тогда эти тенденции, да и сама победа отмечены весьма странным запашком.
Вы можете оставить свои комментарии здесь