Академики считают обвинения, по которым ученые уже много лет отбывают наказания в колониях строго режима, сфабрикованными, а доказательства их вины - несостоятельными.
По делу Сутягина для осуждения фигурантов потребовалось внедрение сотрудников ФСБ в коллегии присяжных, заявляют академики.
Следователь, участвовавший в обыске по делу Сутягина, заявил: "Нет сомнений, что человек, который читает 10 газет, — шпион". Эксперт ФСБ исходя из открытых публикаций в прессе пришел к выводу, что организация Сутягина "Альтернативы будущего" могла быть подразделением иностранных спецслужб.
На основе подобного рода предположений и был вынесен приговор в отношении ученого, отмечают академики.
Дело Валентина Данилова было построено на мнениях экспертов, вынесших заключение о разглашении ученым гостайны. Ни один из экспертов не был специалистом в области физики плазмы, по которой работал Данилов. Вместо этого специалистами выступили человек с физкультурным образованием, строевой командир и два профессора Бауманки, научные интересы которых были далеки от того, чем занимался Данилов, говорится в письме академиков.
Кроме того, со сведений, которые, согласно заключениям экспертов, разгласил Данилов, в Министерстве науки гриф "секретно" был снят 20 лет назад. Однако их забыли рассекретить в Министерстве образования, и гособвинение воспользовалось этим обстоятельством, отмечают авторы письма директору ФСБ.
"Несмотря на многочисленные обращения в различные высшие инстанции страны, никто не взял на себя труд объективно взглянуть на эти дела. Формальные отписки — максимум того, что мы получали", - заявили ученые.
За признание Данилова и Сутягина политзаключенными и их особождение борется "Комитет защиты ученых".
Между тем правозащитник Александр Подрабинек заявил корреспонденту Собкор®ru, что "ему кажется странным, что высокообразованные люди, осознающие ценность демократии и прав человека, сотрудничали с тоталитарным коммунистическим режимом, в частности, в деле укрепления обороноспособности Китая". При этом правозащитник подчеркнул, что о существе уголовного дела сложно судить, поскольку первоисточники по нему невозможно найти в открытом доступе.
Руководитель представительства организации Human Rights Watch в России Александр Петров рассказал корреспонденту Собкор®ru, что материалы по делу Валентина Данилова были переданы в головной офис организации. Однако HRW не признала ученого политзаключенным.
Human Rights Watch никогда не признает Данилова и других ученых политзаключенными, поскольку они сотрудничали с Китаем, написал житель Рязани, француз катарского происхождения Луи Канак в блог корреспонденту Собкор®ru.
Напомним, многие правозащитники подчеркивают, что дела против Сутягина и Данилова были сфабрикованы. Среди них Людмила Алексеева, Сергей Ковалев, Алексей Симонов и другие.
Валентина Данилова осудили на 13 лет колонии строго режима в 2004 году, Сутягина - на 15 лет в 2005 году.
В мае 2006 года Европейский суд по правам человека направил в адрес российского правительства вопросы в связи с рассмотрением жалобы Сутягина.