По данным Минэкономразвития, падение российского ВВП в 2009 году может составить 8 процентов. Понятно, что состояние нашей экономики не радует  рядовых граждан. В связи с этим Президент России решил предпринять ряд мер, в том числе и создать специальную комиссию по модернизации и технологическому развитию экономики. Предполагается, что в нее войдут представители администрации президента, бизнеса, экспертного сообщества, научных кругов. "В большей степени это будет координирующий орган, по итогам заседания которого президент будет принимать решения или давать поручения", — пояснил помощник президента Аркадий Дворкович. Состав комиссии должен быть сформирован в течение текущей недели. Не исключено, что пиар, появившийся, например, на сайте "Молодой гвардии "Единой России", направлен против очевидных кандидатов в состав этой комиссии, в частности, президента Института современного развития Игоря Юргенса. Мы попросили ряд экспертов поделиться своими представлениями о том, кто должен в нее войти.

Юрий Петров, заведующий лабораторией Центрального экономико-математического института РАН:

— В первую очередь я бы, конечно, рекомендовал в комиссию нашего крупнейшего экономиста Сергея Глазьева. Он технократ, патриот своей страны, обладающий практическим опытом работы и как ученый, и как государственный деятель. Есть и другие блестящие эрудиты: глава Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Виктор Ивантер, директор Центрального экономико-математического института РАН Валерий Макаров, руководитель Российской экономической школы Виктор Полтерович, замдиректор Института Европы РАН Иван Иванов, директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов, директор Института экономики РАН Руслан Гринберг. Данной плеяде людей по плечу прорывной проект перехода российской сырьевой экономики к экономике знаний. Это означает кардинальное преображение сферы услуг, когда каждый районный врач сможет лечить на уровне крупных медицинских центров, рядовой преподаватель с помощью интерактивных программ — обучать на уровне ведущих школ и вузов, а чиновник сельской администрации — решать вопросы федерального уровня.

Ведь реформы должны предполагать глобальные изменения технологий, а не как сейчас в сфере образования — вся реформа сводится к введению ЕГЭ. По этой причине, на мой взгляд,

нет никакого смысла приглашать в комиссию представителей различных раскрученных аналитических центров, созданных под задачи правительства для оправдания проведения монетарного курса. Они полностью заняли экспертную нишу, хотя сама политика потерпела полный крах.

Ее даже нельзя назвать либеральной, она, скорее, компрадорская. Так как Гайдар, в частности, установив ставку НДС в 32 процента и взяв под контроль все сделки, способствовал бегству капитала за рубеж, а также тому, что в России сформировалась паразитарная модель экономики по типу ряда стран Латинской Америки, когда сильно разросшийся бюрократический аппарат поглощает все ресурсы страны.

Кризис, сильно ударивший по нашей экономике, вынудил правительство принимать антикризисные меры. Например, 160 миллиардов рублей были направлены на поддержку фондового рынка, то есть на эти деньги Внешэкономбанк приобрел подешевевшие акции ряда государственных компаний. Это очень правильная и полезная мера, вложенные средства можно будет потом вернуть, продав акции при благоприятной конъюнктуре. Тем не менее в аналитическом докладе "Экономический кризис в России: экспертный взгляд", выполненном под руководством Игоря Юргенса Институтом современного развития, отмечено, что это бесполезная трата денег. Вероятно, с подачи этих экспертов подобное сказал и Дмитрий Медведев, его слова подхватила вся пресса, хотя оснований для такого рода заявлений не было.

Алексей Ситников, директор по развитию Российской экономической школы:

— Прежде всего я бы пригласил в комиссию представителей бизнеса, например, регионального президента компании "Боинг" по России Сергея Кравченко. Он наилучшим образом представляет, как в рамках отдельной корпорации осуществить внедрение новых технологических решений. Его опыт, а также опыт других бизнесменов по внедрению информационных технологий мог бы быть полезен для частного бизнеса. Представители академической среды, занимающиеся не только теорией экономики, но и экономическими исследованиями по повышению производительности труда на предприятиях, также должны быть представлены в президентской комиссии. Вообще, расширение поля дискуссии, привлечение хороших и разнообразных мозгов позволит создать более качественный продукт. Любой шаг в этом направлении надо приветствовать.

Никита Кричевский, эксперт Института национальной стратегии:

— На мой взгляд, самая достойная кандидатура в президентскую комиссию — это директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. Недавно команда под его руководством, в которой имею честь состоять и я, презентовала в Академии наук проект "Модернизация России". Эта работа была поддержана рядом академических институтов в лице их сотрудников, таких как заведующий сектором Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН Виктор Красильщиков, директор Института социальной политики и социально-экономических программ Государственного университета — Высшей школы экономики Сергей Смирнов и многих других.

Модернизация экономики, по нашему мнению, это не только определение точек промышленного роста, но и структур, которые должны осуществлять этот прорыв. На наш взгляд, такими должны стать консорциумы на базе государственных компаний. В их состав должны войти финансовые структуры, такие как Внешэкономбанк, разработчики инноваций, внедренческие предприятия, экспортеры инновационной продукции. При этом надо иметь в виду, что России не обойтись без заимствования импортных технологий. Таким образом, нами проработана теория и методология модернизации экономики на основе экстраполяции мирового опыта. То есть создан базис для дальнейшей работы, которая может быть плодотворной, если в комиссию войдут представители предпринимательских организаций, таких как "Опора России", а также представители различных ведомств Минфина, Минсоцразвития и правоохранительных структур.

Однако я не думаю, что в нем будут полезны абсолютно безучастные к этой теме члены правительства, например, Александр Жуков.

Кроме того, лично я бы посоветовал некоторым руководителям ИНСОРа пересмотреть точку зрения, согласно которой модернизации без свободы не бывает. В условиях, когда экономика страны находится в глубокой тени, а чиновники погрязли в воровстве, это всего лишь громкий популистский лозунг. Изобретать надо в другой плоскости.

Леонид Пайдиев, эксперт фонда "Открытая экономика":

— Я бы рекомендовал привлечь в комиссию нашего известного экономиста Михаила Хазина. Он в рамках "Русской доктрины" в группе авторов разработал позитивную концепцию модернизации экономики нашей страны. Главная идея концепции заключается в том, что в России гипертрофирована роль государства — это не зло, а осознанная необходимость. Вся автомобилестроительная отрасль в России меньше, чем любая крупная корпорация в Европе, это касается и авиастроения, и многих других отраслей. Для того чтобы они были конкурентоспособными, необходима особая государственная система управления. Под такой системой управления подразумевается, прежде всего, денежная политика. Возможен неинфляционный выпуск денег, тем более необходимый в условиях, когда большинство предприятий являются некредитоспособными. В представлениях о том, как должна управляться экономика, Игорь Юргенс является антиподом как Михаила Хазина, так и моим.

Лозунг Юргенса о связи свободы и модернизации я понимаю как требование большей экономической свободы. Это уже обернулось господством транснациональных корпораций. Вряд ли Юргенс ратует за политическую реформу, которая могла бы изменить расстановку сил в пользу народа.

Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития:

— В президентскую комиссию, на мой взгляд, должны быть приглашены представители крупного бизнеса, который является проводником всех инноваций. Причем я, конечно, имею в виду не представителей сырьевого бизнеса, а молодых продвинутых бизнесменов, зарекомендовавших себя с этой стороны. Затем в комиссию должны войти люди науки, но не "свадебные генералы" — президенты академий и институтов, а те, кто лично занимается самыми разными прикладными разработками. Третья составная часть — это чиновники. При этом ни одна из частей не должна превалировать.

Слова президента ИНСОРа Игоря Юргенса о том, что без свободы нет модернизации, — это частный случай применения известного выражения Дмитрия Медведева "Свобода лучше чем несвобода".

Я понимаю, что речь тут идет не только об экономической свободе, но и о свободе политической и гражданской. На мой взгляд, эти процессы находятся во взаимосвязи. Для достижения синергетического эффекта необходимо, чтобы экономическая модернизация шла параллельно с движением политической жизни. В подкрепление слов Медведева очень многие ждут действий в этом направлении со стороны Владимира Путина, ведь премьер и президент работают в тандеме.

***

Как реакцию на критику президента в адрес правительства можно рассматривать и заявление главы корпорации "Роснано" Анатолия Чубайса о том, что он готовит предложения по созданию инновационной модели экономики России. Об этом Чубайс заявил после заседания правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Глава комиссии вице-премьер Сергей Иванов высказал недовольство тем, что "Роснано" не выполняет плановых показателей. До сих пор конкретных предложений по модернизации экономики ни правительство, ни Путин не выдвигали (абстрактная Концепция -2020, разумеется, не в счет). Создание президентской специальной комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики следует рассматривать как попытку Медведева что-то делать самостоятельно, не надеясь только на правительство. О персональном составе комиссии (в частности, войдет туда Юргенс или нет) можно будет судить, насколько тверд президент в своем намерении, а также могут ли повлиять на его решения провокации "молодогвардейцев".

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter