Визит президента США Барака Обамы в Россию широко освещался в СМИ. Эксперты комментировали буквально каждый шаг Обамы. Впечатлениями, произведенными американским президентом, делились те, кому удалось с ним встретиться и поговорить. Мы попросили политологов рассказать, как, по их мнению, визит Барака Обамы повлияет на будущие российско-американские отношения.

Станислав Белковский, политолог, учредитель Института национальной стратегии:

— По итогам визита президента США в Россию можно сказать, что Кремль в очередной раз обвели вокруг пальца. Наша элита, испытывая восторг по поводу прибытия Обамы, этого не поняла. Пока расслабленный Медведев, тесно прижатый к теплой груди Обамы, выслушивал изъявления любви и привязанности, американские переговорщики добились успехов в ходе обсуждения нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. Ясно, что эти документы будут подписаны к концу года. С точки зрения обороноспособности России сокращение СНВ представляет угрозу для нашей страны. Аргументы на этот счет наш Институт изложил в своем очередном докладе.

Российская сторона не первый раз покупается на подобный нехитрый прием.

Элита, которая позволяет не церемониться с собой, не выдвигает реальных контрпредложений по разоруженческой теме, низводит Россию с уровня сверхдержавы на провинциальный уровень.

В общем, США добились успехов по всем принципиальным пунктам повестки дня, включая афганский транзит и Иран. Харизму не пропьешь. Все остальные встречи были бессодержательными, они носили ритуальный характер. На самом деле демократия в России не особенно волнует американский истеблишмент, американцев вполне устраивает нынешняя власть, представляющая, по их мнению, минимальный людоедский режим. Так что

США будут продолжать доминировать в мире, сгладив возникшие в последнее время шероховатости.

Считать этот визит полностью провальным для российской стороны тоже нельзя — она ничего не предлагала. Лично для Дмитрия Медведева он, можно сказать, даже успешен. Ведь Дмитрий Анатольевич встал на одну доску с американским президентом и стал его полноценным эксклюзивным партнером по переговорам.

Александр Храмчихин, эксперт Института политического и военного анализа:

— Обама выступил в обычной своей роли миротворца, но ничего особенно содержательного я не заметил в ходе его визита. Договор о СНВ имеет столько вопросов, что здесь трудно говорить об успехе. Почему-то каким-то "ястребам" приписывают нежелание сокращать какие-либо вооружения. Я к "ястребам" не отношусь, но в данном случае выступаю тоже против значительного сокращения ядерных вооружений. У нас идет просто обвальное сокращение численности армии. Власть пытается полностью ликвидировать все вооруженные силы, и то, что от них останется, даже войну с Грузией вести не сможет.

Российская сторона, поскольку не имеет никаких рычагов воздействия на американцев, принимает их условия.

Дело в том, что неизвестно, какие ракеты подпадут под сокращение: только развернутые на боевом дежурстве или те, что лежат на складах. Это принципиальный момент, потому что у американцев много чего лежит, а у нас нет ничего, все кончилось давно. Темпы нашего производства в десять раз ниже списания, при том что списывают многозарядные ракеты, а производят моноблочные. В России нет заводов по производству многозарядных ракет, они остались на Украине.

Американцы могут себе позволить такие эффектные миротворческие жесты, у них двукратное превосходство по сравнению с нами. Образ миротворца им выгоден еще и потому, что юридически оформленный процесс легко контролировать.

По большому счету, США не нужен договор, потому что и без него российские ядерные силы через 10 лет можно будет легко уничтожить обычным, неядерным, ударом.

Просто Обама хочет принципиально отличаться от Буша. России очень важно сохранять хотя бы минимум ядерных вооружений, потому что у нее гигантская территория, богатая ресурсами.

Китай — это главная угроза миру, он возьмет все, и в первую очередь нас. Американцы мыслят тактически, втягивая нас в очередной разоруженческий проект. Китайцы стратеги, они постепенно наращивают свою мощь, в том числе и ядерную. Китай — тоталитарное государство, другая цивилизация. Так что теоретически между Россией и США есть почва для сближения, нас серьезно ничего не разделяет, между нами возможен союз, но надо выстраивать другую модель поведения. США относятся к числу немногих великих держав, с которыми Россия не воевала ни разу. Однако нынешней элите присуща демагогия, и она, по всей видимости, продолжит антиамериканскую истерию.

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:

— На мой взгляд, американская сторона выполнила все задачи, поставленные перед ней администрацией президента. Хотя они были довольно узкими: подписать договор с Россией о транзите военных грузов в Афганистан, подписать рамочное соглашение о сокращении стратегических ядерных вооружений, наладить личное взаимодействие между главами государств, которое было подорвано в последние годы президентства Буша.

Российская сторона ставила менее амбициозные задачи: найти точки соприкосновения наших стран посредством создания президентской российско-американской комиссии по примеру некогда работавшей комиссии Гор – Черномырдин. Здесь, несмотря на усилия российской стороны, похвастаться нечем. В целом предложение было принято, но закрепить успех и достичь конкретики не удалось: когда эта комиссия будет создана, в каком масштабе, неизвестно. Так что

успех американской дипломатии налицо, а российской — более чем сомнителен.

Кроме того, мне известно, что Барак Обама удовлетворил главное свое любопытство: познакомился с Путиным. Их встреча длилась в два раза дольше, чем предусматривалось регламентом, и команде Медведева это не понравилось. Все остальные встречи носили протокольный характер. Кажется, оппозиционеры вернулись со встречи с Обамой в крайнем возбуждении — и это, пожалуй, все, что дала им встреча.

Дэвид Сэттер, специалист по России в аналитическом центре Hudson Institute:

— Я думаю, что Барак Обама делает много уступок российской официальной власти. Надеясь на то, что Медведев будет укреплять торжество законов, он хотя бы должен знать, что сейчас говорить о торжестве закона в России просто неуместно.

Обама также пообещал учесть, что у России с Грузией и Украиной особые отношения. Мне непонятно, что он имел ввиду. То, что Россия может безнаказанно давить на эти страны? Далее.

Обама говорит, что Америка сейчас ведет анализ целесообразности ПРО. Такие разговоры дают понять российской стороне, что по этом пункту еще возможна дискуссия. А ее не будет.

Нельзя ставить цель во что бы то ни стало очаровать собеседника, не понимая характера того, с кем имеешь дело. Обама создает такую ситуацию, что собеседник в итоге все же будет разочарован. В некоторых случаях лучше быть не очень приятным, но настаивать на своих нравственных принципах, чем идти на поводу у другой стороны, которая является не совсем искренней.

Обама — очаровательный человек, но он в искаженном виде смотрит на мир. Он думает, если американцы будут принимать аргументы других, то никаких проблем не будет, ведь все люди разумные и могут договориться между собой. Это заблуждение. Со временем Обама поймет настоящие мотивы поведения людей, но пока он выглядит очень неуклюжим в международных вопросах. Расположение завоевывается другими способами: вежливыми словами, маленькими подарками, комплиментами жене, Москве, цитированием классиков. Но нельзя покупать расположение обещаниями, которые невозможно выполнить. Конечно, по большому счету, он ничего не обещал, но тем не менее намекнул на возможность изменения в американской политике.

Российская власть быстро использовала эти намеки. Об этом я сужу по тому, что было показано по "Первому каналу", где собрались эксперты, которые говорили об очевидных уступках с американской стороны.

Были и другие намеки со стороны Обамы. Он сказал, что Путин — справедливый лидер, сделавший много для своего народа. Спрашивается, что, собственно, сделал Путин? Создал авторитарную систему, где не существует равенства граждан перед законом.

Обама говорил много таких вещей, которых не должен был говорить. Уступки по ПРО со стороны США маловероятны, так как эта система отвечает нуждам безопасности Америки и не угрожает России.

Нет смысла реагировать на то, что кто-то недоволен тем, что США размещает военные объекты на территории других стран. Вряд ли кто-то из американских лидеров будет аннулировать эти планы. Зато у российского режима появляется удобный случай сказать, что, дескать, мы вам хлеб-соль, а в ответ такая черная неблагодарность. Это плохо скажется на российско-американских отношениях. В конце концов политика Обамы в отношении России не будет сильно отличаться от политики Буша.

Я думаю, что российско-американские отношения и дальше будут ухудшаться, в том числе и по разным объективным причинам. В условиях экономического кризиса лучшего врага, чем США, трудно придумать. США не может согласиться на отказ в расширении НАТО, не рискуя собственной безопасностью.

Максим Шевченко, руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира:

— Общий фон российско-американских отношений, безусловно, улучшился, потеплел. Хотя, если вспомнить, во времена Буша наши стороны также обменивались знаками любви и расположения. По основной теме — новому договору по СНВ в увязке с ПРО — пока не было никаких серьезных переговоров, к ней только подошли. Так что, честно говоря, конкретных результатов у перезагрузки нет. Тем не менее тональность нынешних взаимоотношений принципиально отличается от взаимоотношений времен Буша — может быть, потому, что сам

Обама отличается от всех остальных американских политиков. Лично я уловил в его разговоре жесткую полемику с предыдущим курсом. Для нас это очень важно.

Встреча американского президента с оппозицией носила очень осторожный характер. Барак отделался общими фразами. Дело в том, что в значительной мере прогресс в российско-американских отношениях зависит от американцев. Есть конкретные проблемы: продвижение НАТО, развертывание ПРО в Европе. Решения по ним пока нет.

В общем, милый, необычный человек приехал. Обама Медведеву рассказал, о чем он с Путиным говорил, а Путину рассказал, о чем они с Медведевым говорили. Обама несколько раз допустил серьезные оговорки в своей речи. Это, с одной стороны, по-человечески понятно, но с другой — говорит о просчетах в подготовке визита. Видимо, демократы отвыкли от большой политики!

О реальных улучшениях во взаимоотношениях наших стран можно будет судить, например, по отмене поправки Джексона-Вэника,

которая является абсурдной и не чем иным, как наследием холодной войны. США ввели ограничения на торговлю с Советским Союзом в 1974 году из-за препятствий, чинимых евреям, желающим выехать в Израиль. Преград давно нет, а поправка существует. Это нонсенс и явное нежелание идти навстречу.

Россия со своей стороны, наоборот, не раз демонстрировала добрую волю. Например, новый договор о СНВ вызывает озабоченность по всем пунктам. На мой взгляд, не нужны двусторонние соглашения по ядерному разоружению, а нужны комплексные, с участием всех ядерных держав. Однако, возможно, России следует пойти на этот новый договор, чтобы поддержать Барака Обаму. Это ему нужен договор, чтобы показать прорыв. Так как крайне нежелательно, чтобы эти "сумасшедшие неоконы" вернулись в Белый дом.

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter