Когда оно началось?
У каждого свой ответ. Один скажет: "Совсем недавно - в 1999 году". Другой возразит: "Ошибаешься, в 1993".
Третий заупрямится: "Чепуха. В 1991 году".
Старики снисходительно закачают седыми головами: "Не видели вы 37 года".
"А 1917?" - засомневается историк.
"А Ипатьевский дом?" - возмутится монархист.

Но едва ли кто-нибудь, говорящий и пишущий не за мзду, будет спорить с тем, что оно наступило - время подлых.

Наверное, их всегда было много, и они всегда сбивались в стаи.
Я никогда не забуду: Питер, конец 60-ых, школьное крыльцо, огороженное ржавой металлический оградой и король улицы - Коля Маленький в сбитой набекрень кепке, длинно сплевывающий на стертые ступени.
Он встречает меня. А за его спиной - угрюмая серая стая, вожделеющая крови. Они ждут, когда я упаду, чтобы накинутся и запинать ногами лежащего.
Тогда я устоял.
Устою ли сейчас?

Всегда было много стукачей. Я помню, как на первом допросе в КГБ, кажется, было это в конце 1982 года, вежливый следователь зачитывал мне показания безымянных "доброжелателей", уличавших меня в недостаточно почтительном отношении к генеральной линии родной коммунистической партии. Доброжелатели так и остались безымянными. А если бы их имена стали известны? Никто из нашего круга не подал бы им руки.
А сейчас? Мы же многих из них знаем поименно и, ничего, рукопожатны.

В августе 91-го бойцы группы "Альфа" отказывались без письменного приказа идти на штурм "Белого дома", а у ГКЧПистов тряслись руки. Никто из них так и не решился этот приказ подписать. В октябре 93-го такой приказ подписал Ельцин. Но его выполнили без охоты.
А сейчас только свистни, набежит куча желающих пустить юшку безоружному без всякого письменного приказа, знай - патроны подноси.

Подлых становится все больше, они везде: в бизнесе и искусстве, СМИ и литературе. ..
А в правоохранительные органы принимают, кажется, только по характеристике от уже проверенных подлецов.

Но квинтэссенция подлости - Власть.
Собственно, с моральным обликом этой породы человекообразных все стало ясно с момента проведения блестящей спецоперации по компрометации непокладистого генпрокурора. Помните, наверное, как на исходе ельцинской эпохи по всем телеканалам крутили запись, на которой пьяненький человек "похожий на генерального прокурора" кувыркался в постели с двумя сомнительными девицами?
Это было новое слово в политической борьбе, раньше политического оппонента можно было обвинить в том, что он, например, "японский шпион".
Но даже в страшном 37-м в кинотеатрах не крутили ролики с пьяным человеком, похожим, скажем, на Бухариным, развлекающимся с девицами легкого поведения.
Скажите, Бухарин с Рыковым не могли себе такого позволить?
Не знаю, не знаю. Но даже если и могли...
А вот Власть даже тогда до подобной мерзости не опускалась.
Впрочем, сегодня такими "разоблачениями" уже никого не удивишь - телевизионная рутина.
Народ привык к клубничке и с нетерпением ждет продолжения банкета.

К чему я все это говорю?
К тому, что подлость - заболевание заразное. Нет, есть конечно отдельные личности, наделенные врожденным иммунитетом к этому недугу. Но их подавляющее меньшинство. Обычный же человек, видя торжествующую и благоденствующую подлость рискует быстро подцепить эту заразу.
А сегодня мы вступаем в эпоху, когда подлость становится чуть ли не единственной гарантией выживания.
Грядет пандемия.

Что делать: бежать прятаться?
От себя не убежишь, а дремлющий вирус этой страшной болезни каждый из нас уже носит в себе. А рецепт вакцины, изобретенной некогда молодым еще человеком из Вифлиема, похоже, уже утрачен. А может быть эта вакцина просто не работает в нашем суровом климате? Не знаю.

Остается одно - старые проверенные правила личной гигиены: не прикасаться руками к гнилостным душам, не тащить в рот всякую гадость со стола Власти, избегать случайных контактов со стукачами и, разумеется не смотреть телевизор (ни перед завтраком, ни перед обедом, ни перед ужином).

Вот так, даст Бог, и перезимуем.

Илья Константинов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены