Сэмуэл Хантингтон писал, что источником конфликтов в сегодняшнем мире является не идеология и не экономика, а столкновение культур, в основе которых лежат, прежде всего, религиозные различия. Россия многонациональная и многоконфессиональная страна, и в ней, естественно, есть и этнические и религиозные конфликты. Но главная линия разлома проходит не по религиозному, не по этническому, и не по региональному признакам. Столетиями сталкиваются две культуры, две цивилизации: культура тех, кто хочет зарабатывать, и культура тех, кто привык получать. Культура свободных людей против культуры казенных людей, рабов государства. Именно этот разлом лежит в основе всех, или почти всех конфликтов в России.
История с мальчиком, читающим Шекспира на Арбате и собирающим за это деньги, которого полицейские тащат в кутузку и обвиняют в попрошайничестве - эталонный пример столкновения этих двух "цивилизаций". И дело не в полицейских, которые в России, безусловно, являются казенными рабами, носителями культуры "получающих". В социальных сетях немало людей образованных и вроде бы современных, которые пишут, что мальчик занимался попрошайничеством. Уличный артист читает стихи, поет или танцует. Он делает работу. Если он эту работу сделал хорошо, удовлетворил ваши эстетические чувства, вы ему платите, сколько считаете нужным. Между уличным артистом и публикой нет никого: ни продюсера, ни кассира, ни билетера, никого из тех, чьего труда вы не видите, но вынуждены оплачивать, покупая билет – есть только его творчество и ваша потребность в нем. Это один из самых честных и правильных видов трудовой деятельности.
Казенный раб, нацеленный на "получку", всегда ненавидел лютой, нутряной ненавистью свободного человека, желающего творить и зарабатывать творчеством. Город Ленинград, 1963-й год, 29 ноября, газета "Вечерний Ленинград", статья "Окололитературный трутень". Авторы, имена которых нет смысла приводить, поскольку они никому ничего не скажут, клеймят Бродского за "паразитический образ жизни". На суде, в марте 1964-го состоялся знаменитый диалог судьи Савельевой Е.А. с поэтом, диалог, в котором позиции культуры свободы и культуры рабства проявились с абсолютной четкостью и столкнулись предельно жестко.
Судья: "Ваш трудовой стаж?"
Поэт: "Примерно…"
Судья: "Нас не интересует "примерно"
Поэт: "Пять лет".
Судья: "Где вы работали?"
Поэт: "На заводе, в геологической партии".
Судья: "Сколько вы работали на заводе?"
Поэт: "Год".
Судья: "Кем?"
Поэт: "Фрезеровщиком".
Судья: "А вообще какая ваша специальность?"
Поэт: "Поэт. Поэт – переводчик".
Судья: "А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?"
Поэт: "Никто. А кто причислил меня к роду человеческому?".
По итогам этого философского диспута поэт был приговорен к пяти годам исправительных работ в удаленной местности, куда этапирован вместе с уголовниками. Мальчик, декламирующий в наши дни Шекспира, по малолетству этапированию в удаленную местность не подлежит, но казенные души полицейских отыгрываются на близких ему взрослых: против отца возбуждают дело за ненадлежащее воспитание ребенка, против мачехи – за оказание сопротивления полиции. Это когда она пыталась помешать полиции грубо "винтить" ребенка.
Советский Союз умер более четверти века назад, но совок не просто жив, он доминирует, побеждает и торжествует. В 2005 году Минэкономразвития РФ оценивало долю государства в экономике России в 35%, в 2013 году – в 50%, в 2016 году по данным ФАС доля государственного сектора в экономике России – 70%. До восстановления советского уровня осталось совсем немного…
"Человек получающий", в отличие от "человека зарабатывающего", верит в чудо и надеется на него. По данным Левады-центра 72% россиян хотели бы приложиться к косточке Николая Угодника, которую по случаю привезли в Россию. Надежда на брошенную косточку, как ранее, надежда на светлое будущее коммунизма, это удел казенного раба, который не привык зарабатывать самостоятельно, а значит, рассчитывать на свои силы.
Отношение казенного раба к личности, ее свободе и имуществу со времен СССР не изменилось, осталось в прежнем диапазоне: от пренебрежения до агрессивной враждебности. В УК РСФСР от 1960 года это отношение было закреплено законодательно: за хищение госсобственности в особо крупных размерах полагался расстрел или срок до 15 лет, за хищение личной собственности – от 2 до 7 лет.
Психология сегодняшних казенных рабов во власти за полвека ничуть не изменилась. Нынешний Совет Федерации разрабатывает запрет на выезд за рубеж самозанятых граждан России. Казенные рабы обзывают самозанятых граждан – "теневой экономикой". Это репетиторы, няни, фотографы, независимые журналисты, блогеры, фермеры, реализующие выращенный на своей земле товар, программисты и разработчики, работающие на дому по заказам клиентов, переводчики, ищущее частные заказы и т.д. То есть это те, кто не хочет "получать получку" от государства, то есть зависеть от чиновника, а хочет продавать продукт своего труда непосредственно потребителю. Согласно исследованиям Центра социально-политического мониторинга института общественных наук Российской академии народного хозяйства и госслужбы в "теневой экономике" заняты около 30 миллионов россиян. Это те люди, которые в нормальной стране являются локомотивами прогресса и экономики, а в стране, где правят люди с психологией казенного раба, "самозанятые" воспринимаются как заведомые жулики и тунеядцы.
Есть сферы, в которых доля государства должна быть равна нулю, поскольку малейший запах казенщины убивает всю сферу, делает ее токсичной. Это, прежде всего, относится к сфере медиа. В этой сфере государство нужно травить дустом и выжигать каленым железом. Государство в сфере СМИ это либо пропаганда, как в СССР и в Третьем рейхе, либо информационные войска, как в путинской России.
Другая ключевая сфера, в которой доминирование государства должно быть признано крайне нежелательным, это культура. За годы государственного финансирования в условиях путинской диктатуры в России сформировался особый антропный тип: "артист по вызову". В отличие от деятелей советской культуры, которые обязаны были состоять в творческом союзе и разделять определенную идеологию, от "артиста по вызову" никакого членства не требуется и взгляды его по большому счету никого не интересуют. Надо, чтобы он подписал что-то против, или что-то за и выступил в шоу "звезд", изобразив праведный гнев и, соответственно, сердечное одобрение. Если можно представить нечто более отвратительное, чем сотрудники путинских СМИ, то это, пожалуй, те самые "артисты по вызову", превратившие само словосочетание "русская культура" в нечто не вполне приличное.
Во всех остальных сферах жизни доля государства должна быть, естественно, различной, но общий курс на ее снижение должен стать приоритетом для любой будущей власти, которая желает блага России. Как из казенного раба, привыкшего получать, сделать свободного человека, стремящегося зарабатывать? Несомненно, фундаментом свободы является частная собственность. Но тут очень важно не перепутать последовательность шагов, как это однажды произошло в России. Что получается, если рабу дать в полное распоряжение собственность, можно убедиться, посмотрев на российских олигархов. Посмотрите на Игоря Ивановича Сечина, которому можно отдать все активы планеты Земля, а он все будет искать внешний источник на других планетах, чтобы покрыть убытки. Поэтому, если и есть у России надежда на какое-то будущее, то она в тех 30 миллионах россиян, которые сейчас, в условиях господства казенной психологии пытаются зарабатывать, а не получать подачки у чиновников.
! Орфография и стилистика автора сохранены