В последние месяцы российский телевизор озаботился камчатским крабом. То его браконьеры вылавливают, то рыбаки квоты завышают, то контрабандисты переправляют краба в Японию, Китай и Республику Корею. В конце репортажа отчет - сколько контрабандистов задержано, сколько открыто уголовных дел и сколько предотвращено незаконного вылова/вывоза "нашего достояния".
Когда вижу эти сюжеты, каждый раз вспоминаю доклады генералов МО по действиям в Сирии. Освобождено столько-то населенных пунктов, очищено столько-то квадратных километров, уничтожено столько-то сотен тысяч объектов террористов. И не беда, что сложив все доклады получится, что Сирию освобождают от террористов уже по третьему кругу. Для пропаганды это не столь важно.
Важно другое. После таких сюжетов включается мониторинг Рунета и исследование социологии. Если у россиян от зубов отскакивают "победы ВКС в Сирии", если они в соцсетях обсуждают квинтильоны уничтоженных "террористов", значит пропагандисты сработали хорошо. Если россиян больше заботят дураки и дороги, значит нужно подкрутить телевизор и добавить Сирию еще и в прогноз погоды.
Но, причем здесь камчатский краб? Какую такую войну планируют на Дальнем Востоке? Войну не планируют, планируют другие события, которые могут оказаться не менее важными, чем Сирия, или даже Украина. Для этого тестируют через стандартный пропагандистский интерфейс отношение россиян к "нашему дальневосточному богатству" и к тем, кто норовит это богатство умыкнуть.
В Кремле задумали из России сделать еще одно азиатское экономическое чудо. Политическую модель планируют взять в Китае, а экономическую построить по примеру Южной Кореи. В политике это будет коллективный орган, избирающий лидера государства, и, что важнее, дающий гарантии безопасности уходящим правителям. А в экономике крупные корпорации, контролируемые из Кремля.
Хорошо это, или плохо, но ничего у них не получится. Они могут создать коллективный орган - партию или Госсовет. Могут переписать Конституцию. Могут купить у китайцев технологию Великого файервола, установить камеры для распознавания лиц и поставить спецслужбы все это контролировать. Но они не могут изменить тоталитарную культуру, которая зашита в их собственных головах.
Пару лет назад смотрел встречу архитекторов китайского и российского файервола. Российский - Нам нужно контролировать национал-предателей, которые сеют смуту среди населения, и оградить россиян от тлетворного влияния многочисленных внешних врагов! Китаец - а мы используем контроль интернета, чтобы продавцы онлайн-магазинов не обманывали покупателей. Занавес.
С экономической моделью у них тоже ничего не получится. Для построения южнокорейского экономического чуда в стране не хватает корейцев. По той же причине в России нельзя построить КНДР. В середине прошлого века Корея была аграрной страной. В ней жили трудолюбивые люди с традиционной культурой, которые привыкли строго придерживаться земледельческих стандартов. Идеальный человеческий материал для конвейерного производства.
К югу от 38-й параллели к этому человеческому материалу добавили американские технологии производства и стандарты управления. Получилась Южная Корея - авторитарное государство, которое шло к демократии через коррупцию и традиционные ценности. А к северу от 38-й параллели к точно таким же корейцам добавили большевистскую пропаганду и способы принуждения. Получилась КНДР.
У Кремля все нормально с технологиями пропаганды и принуждения. Политбюро и Госплан они создадут. Бизнес выстроят по струнке и загонят в строгие рамки государственного планирования. Современные технологии поменяют в Японии на острова. Вот только экономического чуда у них не получится. С советским подходом нельзя построить Южную Корею. Можно построить реинкарнацию СССР.
В России 80% городского населения. Это совершенно другая культура. Эта рабочая сила не столь усидчива, как жители Юго-Восточной Азии, и не так хорошо дружит со стандартами. С таким человеческим капиталом не выйдет Южной Кореи. И Китая с его тысячелетней философией не получится построить. А получится Остров - Россия, гордый и непобедимый в океане всемирного прогресса.
! Орфография и стилистика автора сохранены