Когда смотришь страницы в социальных сетях реальных активных противников протестов (наивно считать, что все выступающие против Навального – это тролли на зарплате), то на них нередко присутствует множество икон, поздравлений с православными праздниками, рецептов постных блюд и других атрибутов, характеризующих верующего человека. И вспоминается сильное разочарование либерального сообщества где-то четверть века назад, когда церковь оказалась более консервативной, чем оно полагало.

О причинах можно говорить много. Это и антилиберализм как реакция на чекистское обновленчество, дискредитировавшее процесс обновления церкви. И оборвавшиеся интеллектуальные традиции – из-за гибели или изгнания их носителей. И вынужденная "капсуляция" церкви как способ выживания в условиях гонений. И объективное сокращение до минимума интеллектуальных связей с заграницей и влияния современных богословских трендов (что стало восприниматься со временем как достоинство, признак "верности устоям"). И акцентирование внимания на патриотической роли церкви в отечественной истории как средство адаптации в условиях ослабевания гонений, но при сохранении дискриминации. И, одновременно, "вживание" церкви в советские реалии, которые признавались немалой частью тогдашних более молодых священнослужителей и прихожан как в целом приемлемые – за исключением официального атеизма и неполноправной роли церкви в обществе.

Это еще доперестроечные причины. А потом добавился приход в церковь большого числа советских людей с их сформировавшимся пониманием о должном и с сильнейшей травмой по поводу обрушения Союза и потери статуса, вынужденным изменением образа жизни и с фрустрацией в связи с непривычными и нередко шокирующими свободами в морально-нравственной сфере. Так что и новые верующие укрепили консервативный характер церкви – и их немало среди критиков протестов в социальных сетях.

Вопрос в том, что все это диссонирует с настроениями, преобладающими в среде молодых россиян, что ставит под вопрос будущее церкви. И другой вопрос – уже о настоящем, когда более модернистски настроенная часть общества расходится с церковью, считая ее слишком архаичной. И не утрачивая православной самоидентификации, перестает связывать себя с церковью как организацией.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены