Группа депутатов Госдумы подготовила поправки об уголовной ответственности за оскорбления ветеранов Великой Отечественной войны. Среди авторов: вице-спикер нижней палаты Ирина Яровая, председатель комитета по обороне Владимир Шаманов, председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн и его заместитель Сергей Боярский.

"Мы предлагаем отнести к одной из форм реабилитации нацизма публичное распространение заведомо ложных сведений о ветеранах Великой Отечественной войны. И установить уголовную ответственность за унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны и за оскорбление памяти защитников Отечества", - сказала Яровая.

Про оскорбление памяти, впрочем, пока многое неясно. Скажем, можно ли будет называть Сталина кровавым тираном – ведь никто не может возражать, что он участник войны. Или резко отзываться о Берии – он хоть и осужден, но тоже участник и даже имел маршальское звание. Или об Абакумове – главе СМЕРШа и тоже осужденном. Или же включить в закон пункт о том, что к осужденным, но не реабилитированным, запрет на оскорбление памяти не относится? Но тот же Сталин совершил больше преступлений, чем осужденные исполнители – а он может оказаться вне критики.

Или же наоборот – есть немалое количество "неправильных", с точки зрения советских патриотов, ветеранов. Назову несколько имен: Александр Солженицын и Петр Григоренко. Николай Никулин и Леонид Рабичев. Лев Копелев и Александр Яковлев. Они честно воевали, имели боевые награды. Некоторые из них были неправомерно осуждены, но позднее полностью реабилитированы, другие никогда не были под судом. В Интернете про них можно прочитать немало записей, написанных с использованием "языка вражды" - при том, что они никого не пытали и не подписывали смертных приговоров.

Так что может оказаться, что фигурантами будущего уголовного дела об оскорблении могут оказаться и сталинист, и антисталинист – если в закон войдет формулировка, представленная вице-спикером Яровой. Впрочем, российская правоприменительная практика не является универсалистской, что может привести к весьма произвольным решениям. Например, у сталиниста-лоялиста проблем может не возникнуть, а вот сталинист-оппозиционер может и оказаться под судом. По аналогии с бывшим схиигуменом Сергием, а ныне гражданином Николаем Романовым, на словесные заявления которого правоохранители не обращали внимания, пока он не перешел к резкой критике духовных и светских властей.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены