Когда рассказывают про сталинские репрессии и ГУЛАГ, часто вспоминают АЛЖИР — Акмолинский лагерь жен изменников родины. Это крупнейший женский лагерь, расположенный в казахских степях. Через него прошли более 18 тысяч женщин, среди которых певица Лидия Русланова, писательница Галина Серебрякова, а также матери Булата Окуджавы и Майи Плисецкой. В него попадали жены тех, кого советская, точнее сталинская, власть признавала изменниками родины. Да, в лагерь женщины попадали просто за то, что были женами тех, кого осудили по политическим статьям.
Проводить исторические аналогии не всегда уместно, все-таки история линейна и любые совпадения случайны. Однако у России, видимо, действительно особый путь, и, возможно, этот путь состоит в повторении истории, и не только отечественной, но и мировой. Тут же возникает 24 февраля, когда в 4 утра российские войска начали бомбить Киев.
Вот и закон об "иноагентах" очень напоминает сталинских "врагов народа". При этом закон, как говорят его авторы, был принят как ответная мера на американский FARA, который в Штатах применяли против СМИ, спонсируемых Россией и действующих в интересах России. Однако между российским и американским законами нет ничего общего.
Кроме того, в отличие от американского закона, отечественный постоянно подвергается видоизменению. Вот и недавно в Госдуме придумали новый закон об "иноагентах". Он называется "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". Главное изменение кроется в названии — признавать "иноагентами" предлагают не только тех, кто получает иностранное финансирование, но и тех, кто находится под так называемым иностранным влиянием. Депутаты пока не пояснили, как именно будет выявляться это иностранное влияние. Пообещали, что ко второму чтению распишут подробнее.
Еще статус "иноагента" может распространиться на родственников человека, уже признанного "иноагентом". Пока "иноагентов" не сажают, но если бы сажали, то появился бы и современный АЛЖИР.
Также законопроект предполагает, что статус "иноагента" можно будет присвоить и коммерческой компании. Сейчас власти тоже объявляют "иноагентами" коммерческие компании, однако только те, которые связаны со СМИ.
Физическим лицам — "иноагентам", согласно новому законопроекту, необходимо будет отчитываться не только о своих расходах, как требуют сейчас, но и об иностранных источниках, объеме полученных средств и банковских счетах. Еще им запретят применять упрощенную систему налогообложения.
Есть и "хорошие" корректировки закона об "иноагентах". Авторы предложили несколько вариантов, которые позволят выйти из реестра "иноагентов". Среди возможных способов — смерть, ликвидация юрлица и проверка Минюста, которая покажет, что "иноагент" в течение года не получал иностранной поддержки.
Ну и главное — в реестр "иноагентов" ни при каких обстоятельствах не сможет попасть государственное лицо, а также политические партии, госкорпорации и религиозные объединения. То есть иностранное влияние априори не может распространиться на чиновника, ну а на религиозную организацию тем более, ведь все, что иностранное, — от лукавого.