В книге Чуковского "От двух до пяти" есть такой сюжет: ребёнок спрашивает у родителя, кто в басне "Мартышка и очки" рабочий, а кто буржуй? Про стрекозу и муравья всё понятно, про волка и ягнёнка тоже, а тут…

Я давно пишу про агонию "поствестфальского" государства, всегда добавляя, что это не про свободу, которая нас встретит радостно у входа в безгосударственное грядущее с золотым ключиком на бархатной подушечке. Перепуганные перспективой захвата власти бесчеловечными либертарианцами тоже могут не волноваться. Тем более, что ничего нового вы в этом "чейн-стоксе" ещё долго сможете не замечать, увлечённо споря в социальных сетях о том, должна ли полиция взламывать дверь в квартиру с террористами, и надо ли отправить производителя топоров на каторгу за убийство старушки-процентщицы.

Тем временем, домашние и челядь агонизирующего субъекта займутся выяснением, как лучше ему подушки поправлять и какие подносить лекарства. Нет, не между собой – они будут рассказывать вам с экранов, как важно быть серьёзным в отношении к изменению климата, к эпидемиологическим угрозам, к растущему социальному неравенству, гендерной повестке, деколонизации и, конечно, к принятию законов о контроле над интернет-платформами.

Тут некоторые из них уже проговариваются, называя главной угрозу сосредоточения власти в руках владельцев частных сетевых платформ.

Ведь что хотят творить эти акулы виртуального капитализма! – устанавливать свои правила для миллиардов доверчивых пользователей! Тогда как каждому известно, что правила должны устанавливать государства. Не для того же тысячи уважаемых депутатов сидят в национальных и европейском парламентах, чтобы продукты их неустанной законотворческой деятельности кому угодно позволено было игнорировать. А у них ещё много прекрасных идей насчёт усиления, укрепления, улучшения и под всё это – увеличения финансирования.

А я вам прямо сейчас принесу благую весть: переток власти в руки владельцев сетевых платформ (именно его боятся озабоченные своим финансированием государственники), если бы таковой происходил совершенно беспрепятственно, без попыток поставить платформы на службу государств, ровно ничем нам с вами не грозил бы. Можно даже не заморачиваться спецификой виртуальной власти, которая даже гипотетически не может быть полностью подобной государственной.

Можно просто вспомнить, чем эта пугалка напоминает путинский манёвр по "равноудалению" олигархов: он тоже тогда сыграл на иррациональном страхе людей попасть под власть бессовестных толстосумов. Убеждая, что власть узаконенная, централизованная в его руках, лучше. На самом деле – нет. В чём, надеюсь, большинство уже убедилось.

Лучше, когда власть рассредоточена в руках десяти-пятнадцати, пусть хоть и олигархов. Виртуальная власть в виде десятков свободных платформ с разными порядками, своими криптовалютами, разными пользовательскими предложениями для нас лучше, потому что это – выбор.

А раз каждая платформа кровно заинтересована в нас как пользователях, то это – выбор лучших и более привлекательных условий, больших возможностей, меньших затрат и т.д.

Но пока мы от этого далеки. Потому что бюрократические государства заметно агонизируют пока лишь в части исполнения взятых на себя обязательств, под которые собираются налоги. Тут они, как верно заметил и детально описал Андрей Мовчан, придумывают всё больше новых способов переложить исполнение своих обязательств на бизнес и граждан. Вынуждая их же оплачивать издержки. А за неисполнение ещё и наказывают штрафами.

Собственно, сочинением законов, принуждающих нас всё за них делать, перед ними отчитываться и самим платить, они и занимаются в своих парламентах. Последнее время – прям без устали. Поэтому развернутая по поводу ареста Дурова дискуссия о необходимости законодательного урегулирования "сложных вопросов" - она как раз об этом.

Они, конечно, будут рассказывать, как "наше демократическое государство" совместно с нашими же добропорядочными гражданами придут к консенсусу и выработают наилучшие и благотворнейшие правила взаимодействия сетевых платформ с властями. На деле цель "улучшения" законодательства для интернета – понадёжнее связать владельцев сетевых платформ и поставить в стойло. Заставить их за всё отчитываться и больше платить (само собой, этим увеличив наши расходы за пользование интернетом), а хорошо зафиксированный пациент в анестезии не нуждается.

Силовая составляющая не агонизирует и не слабеет – её подпитывают и укрепляют. Потому что должен же кто-то скрутить старуху, снявшую масочку в публичном месте – чтобы все понимали, чем кончается любая попытка не исполнять любое распоряжение властей. Чтобы, например, указ оплачивать слежку за собой в соцсетях никто не смог проигнорировать.

Антиутопически звучит, понимаю. Пока. Но ведь государству нужно же будет расширять штаты силовых структур при таком-то количестве растущих угроз – террористических, климатических, эпидемиологических, виртуальных!.. А бюджет не резиновый, его необходимо для этого "более лучше" пополнять!..

Да, так кто, спросите вы, в этой басне рабочий, уже поднимающий свою мозолистую руку на буржуя, жующего последнего рябчика?

Вот тут я должна вас огорчить: есть только мартышка и очки.

Через правильно надетые очки, впрочем, можно увидеть, насколько характер неизбежных перемен не соответствует идейным ожиданиям прогрессивной общественности. Особенно нашей, прочно подсевшей на борьбу с путинским агрессивным тоталитаризмом и всё подводящей к одному знаменателю. Увы-увы. Никакие "наши сторонники демократических ценностей" не победят "ихних коварных приспешников" – это всё из другой сказки. У нас в наличии только единичные агенты иного будущего, но большинство их не за тех принимает и не туда примеряет.

У нас впереди долгая (если обойдётся без ядерного катаклизма или чего-то сравнимого по внезапности и последствиям) и малоприятная агония привычного миропорядка.

Темницы не рухнут, но будут время от времени появляться кротовые норы и подкопы, позволяющие людям выползать из-под власти государств. Разными способами в разные стороны.

Но в пределе, по мере дальнейшего истощения социальных функций государства, примерно картинка будет выглядеть так: всё больше люди в реале как бы перестают официально работать и, по возможности, становятся получателями пособий. На самом деле обеспечивают себе самопрокорм неофициальными заработками через неконтролируемые сетевые ресурсы.

Вся социальная сфера постепенно доходит до позднесоветского состояния. Чем больше контроль, тем больше растёт даркнет – новые поколения игнорируют "белые" платформы и сразу устремляются туда. Растёт использование криптовалют "под радарами". В том числе в части доступа к качественным товарам и услугам. Бизнесы сворачиваются, "сереют" и утекают в экзотические юрисдикции. Государства наращивают репрессивные функции в отношении "утеканцев", но проблемы с финансированием силовой составляющей растут и понижают её эффективность. Законы и указы перестают исполняться…

Это – очень крупными мазками и с большими пробелами. Подробностей и сроков не угадать.

Марина Шаповалова

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены