Подозреваю, что внесенные президентом Медведевым поправки в федеральный закон "Об обороне", которые допускают использование российских войск за рубежом, будут оценены нашей демократической общественностью крайне отрицательно.

Но я бы в данном случае воздержался от категоричных суждений.

Наверное, мало кто станет спорить с тем, что армия, по сути, должна защищать сама себя. Также армия обязана защищать граждан своей страны и стран, с которыми государство заключило соответствующие соглашения. Наконец, в определенных случаях армия должна помогать государству бороться с уголовной преступностью, к которой в данном случае может быть причислено морское пиратство.

Армию-защитницу принято уважать и любить, а героев-защитников — возносить на пьедесталы. В эти дни иранские фундаменталисты празднуют очередную годовщину захвата посольства США в Тегеране. Тогда американские военные предприняли попытку освободить своих соотечественников, кстати, рядовых и ничем не примечательных парней. К сожалению, попытка эта закончилась неудачей. Но ни у кого не повернулся язык назвать бойцов, пытавшихся спасти дипломатов, захватчиками или агрессорами. В памяти нации они навсегда останутся героями, павшими во имя спасения ближнего.

Поэтому

"по формальной части" к поправкам, подписанным президентом, претензий нет и быть не может.

Есть лишь сомнения, что эти поправки приняты действительно ради тех благородных целей, которые прописаны в законе.

Сомнения эти диктуются вовсе не излишней пристрастностью автора, а его знанием фактов из истории новейшего времени. Эти факты говорят о том, что российская армия в ее нынешнем виде еще никого не защитила, тем более так называемого простого гражданина.

Блестящий марш-бросок российских десантников под командованием Юнус-Бека Евкурова из Боснии на Приштину при всей своей внешней эффектности оказался совершенно бесполезным с военной точки зрения. В Косове наши бойцы укрылись за неприступными стенами военных городков и наблюдали из-за колючей проволоки, как исламские фанатики продолжали уничтожать православное население края. Причем российские военные поступали так исключительно потому, что из Центра не последовало однозначного приказа вмешаться в ситуацию. После того как стал ясен провал российской военной миссии в Югославии, наши войска окончательно покинули несчастную страну, что, в свою очередь, предопределило, в частности, признание независимости мятежной территории и окончательный развал остатков югославской федерации.

Другой наглядный пример. В понедельник Владимир Жириновский в эфире программы "Честный понедельник" призвал вооруженные силы бомбить те страны, где будет отмечено нарушение прав русскоязычного населения. Прислушается ли к нему наше политическое руководство, если абстрагироваться от совершенно неприемлемой формы данного предложения?

Сомневаюсь.

За последние годы российские граждане за рубежом не раз подвергались унижениям, пыткам и даже смертельным угрозам. Такие

угрозы нависали над нашими летчиками в Афганистане и Индии, над моряками — в Китае, Африке и Северной Корее.

Экипаж судна, захваченного спецназом этой "дружественной страны", в течение нескольких суток находился под дулами автоматов самодовольных корейских вояк.

Но я что-то не припомню, чтобы ради спасения этих моряков отдавались приказы поднять в воздух эскадрильи бомбардировщиков или вывести в море боевые корабли. Даже дипломаты не проявляли особого рвения в защите их интересов. Оно и понятно — речь ведь шла о простых матросах, чьи судьбы не значили ничего по сравнению с высшими государственными интересами.

Однако можно вспомнить, как сразу засуетились российские официальные чины, в том числе военные, когда реальная угроза судебного преследования повисла над нашим "атомным министром" Евгением Адамовым, которого один из его подчиненных прилюдно назвал "шпионом". Несмотря на это, тогда

кое-кто для защиты этого "шпиона" как раз и предлагал поднять в воздух боевые эскадрильи.

Аналогичная ситуация сложилась, когда за решеткой оказались крупный кремлевский чиновник Павел Бородин и международный аферист Виктор Бут. Их тоже наше гуманное государство было готово защищать всей своей военной мощью. Равно как и барышень с криминальными наклонностями вроде Ирины Беленькой и Риммы Салонен.

Это вполне объяснимо. Первые из перечисленных "господ" являлись приближенными к власти олигархами, иногда облаченными в мундиры высших сановников. Вторые, коих можно условно назвать "дамами", стали прекрасным поводом для демонстрации "заботы" отечества о своих гражданах. Бессловесные и нищие моряки таким "поводом", естественно, быть не могли. Они были мало кому интересны, в отличие от "убитых горем матерей".

Точно также

маловероятно реальное использование российских вооруженных сил в борьбе с международным морским пиратством.

Просто потому, что и сейчас законы ни в коем случае этому не мешают.

Посудите сами. Боевые корабли многих стран денно и нощно дежурят в прибрежных водах у берегов Сомали. Но за редчайшими исключениями они успевают прибыть к месту нападения пиратов только тогда, когда судно уже разграблено вчистую. Вряд ли это можно считать случайным совпадением.

Далее. Законы действительно запрещают присутствие на борту торгового судна вооруженных солдат. В этом случае судно теряет статус торгового и считается военным кораблем.

Но никто не запрещает присутствие на борту вооруженной частной охраны, нанятой хозяевами судна! Причем никого в этом случае не будет интересовать, носят "охранники" погоны в нерабочее время или нет, а также то, каким оружием они оснащены.

Это означает, что при наличии политической воли такая "охрана" при малейшей опасности для судна и груза может разнести в молекулы из ракетной установки не только жалкие пиратские фелюги, но и, простите, все Сомали в придачу.

Если так не происходит, то получается, что

существование сомалийских пиратов, к сожалению, по неведомым нам причинам выгодно мировому сообществу, в том числе и России.

Из этого, в свою очередь, можно сделать осторожный вывод, что никакой серьезной борьбы с международным пиратством Россия вести не собирается. Введенные поправки к закону "Об обороне" в данном случае совершенно ни при чем.

Очень похоже на то, что закон в новой версии будет применяться сугубо избирательно. Иногда даже не применяться, а просто упоминаться — в международной практике угроза применения силы тоже порой оказывается весьма эффективной.

Спору нет, часто наши граждане за границей нуждаются в защите. Обычно это случается в странах Африки, в частности в Нигерии и Сомали, в Китае, в Северной Корее, в "братской" Туркмении и других подобных государствах.

Но есть серьезное подозрение, что

наши руководители, опираясь на поправки к закону "Об обороне", попытаются "защитить права россиян" в Украине, Грузии, Прибалтике, Польше. Не исключено также, что кому-нибудь из высших российских чиновников придет в голову послать армейский спецназ для защиты очередного проворовавшегося, но приближенного к Кремлю олигарха.

Если это действительно произойдет, то придется признать, что наши предположения оказались совершенно верными.

Георгий Глазунов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter